Старинный поднос с изысканной лаковой росписью в стиле Шинуазри. Китай. XVIII век.
Материалы: папье-маше, золото, коромандельский лак.
Размеры: 40 х 30 см.
В отличном коллекционном состоянии. Редкость!
Лаки художественные:
Изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные декоративно плоскостной росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности Л. х. — блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи иинкрустации, а у резных лаков — мягкая светотеневая игра и сочность форм.
Л. х. известны со 2-го тыс. до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется соклакового дерева (См. Лаковое дерево). Кит. Л. х. (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длительные операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских Л. х. распространены многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона («коромандельские лаки»), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских Л. х. характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. Ккитайским близки Л. х. Кореи, Японии, Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковойживописью ка бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и ЦентральнойАзии (Герат) известны (особенно в 15—17 вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях(шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главной составной частью которого является Сандарак.
Китайцы — нация не только тонко чувствующая прекрасное, но и весьма практичная. Они, как никто иной, умеют соединить красоту и функциональность. Одно из подтверждений тому: их лаковые изделия или просто, китайский лак.
Как правило, это изделия, основу которых, чаще всего, составляет деревянные заготовки, многократно покрытые слоями лака, сока так называемого «лакового древа»; которые могли быть как цветными, так и прозрачными в зависимости от дальнейшего художественного решения.
История добычи и использования лака ведет свое исчисление с шестого тысячелетия до н.э. Археологические находки, сделанные в разных регионах Китая и датированные 6-4 тыс. до. н.э., подтверждают, что этот вид искусства был широко распространен и освоен.
Признаюсь, мне сложно вообразить этот огромный пласт времени и соотнести его с искусностью тех мастеров.
Как любое древнее искусство, технология изготовления лакового изделия технологически длительна и сложна.
Следует отметить, что высохший лак имеет уникальные свойства устойчивости к воздействию влаги и воздуха, высоких температур (до 250 градусов), а также устойчив к кислотам и щелочам. Кроме того, сырой лак токсичен. Следовательно, обрабатываемая им поверхность консервируется, что добавляет полезных свойств конечному изделию.
(//collectionru.com)
По мере высыхания лака, его ядовитые свойства исчезают, что позволяло покрывать лаком всевозможные изделия, начиная от культовых и ритуальных предметов, в том числе относящихся к похоронным обрядам (саркофаги, гробы и прочий инвентарь); заканчивая женскими украшениями, шкатулками, зеркалами, посудой, мебелью и воинскими доспехами.
Как видим, эти уникальные свойства лака снискали применение и в декоративно-прикладном творчестве непосредственно, и в строительстве, и в оружейном деле.
Технологически производство лакового изделия делится на основные операции.
Во-первых, культивирование лакового дерева, сбор сока. Далее создание деревянной заготовки изделия. В качестве основы могли использовать форму из папье-маше, из керамики, металла или натянутого на раму шелка. Далее шло многослойное грунтование заготовки с жестким соблюдением условий влажности и температуры, и, конечно, сама художественная работа, которая с течением времени становилась все более разнообразной и искусной. Кстати, лаковое изделие, основой которому был шелк, называют «бестелесным лаком». На мой взгляд, название выражает суть великолепно!
Кроме прозрачного применялось до девяти цветов лака. Цветные лаки получали путем соединения прозрачного лака и порошков
минералов или растений. В качестве цветовых пигментов брали истолченные киноварь, железо, кальций, мышьяк, марганец, кремний и сажу. Кроме того использовались порошки драгоценных металлов, в результате чего получали золотой и серебряный лак.
В настоящее время ученые выделяют девять основных видов китайских лаков по виду художественной работы: предметы с цветным лаковым покрытием, расписные лаки, рельефные, резные, инкрустированные, лаки с золотой гравировкой, экспортный или коромандельский лак (разноцветье), сухой лак.
Расписными лаками называют изделия одного цвета или многоцветными, с нанесенной росписью золотым, серебряным или иным лаком.
Рельефные лаки получают, формируя объемные изображения из массы содержащей лак и наполнители. Рельефный орнамент может быть фрагментарным или полным. После формирования рельефа, его часто покрывали золотым порошком и расписывали золотым лаком.
Под резными лаками понимаются изделия, декорированные резьбой по многослойному лаковому покрытию. В зависимости от предполагаемой глубины рельефа резьбы наносилось большое количество слоев лака. Существует полихромный и монохромный резной лак. Для получения разноцветного резного лакового изделия наносились разноцветные слои лака, которые высушивались и полировались. Далее создавалась резьба, где в зависимости от глубины прорезывания, орнамент имел разный цвет.
Инкрустированные лаки — это резной, а также прорезной, лак с применением инкрустации разноцветными лаковыми массами, древесиной, перламутром, фольгой или порошками драгоценных и черных металлов, драгоценных и поделочных камней и многого иного декоративного материала.
Золотая гравировка по лаку — это тонко вырезанный абрис орнамента и заполненный золотой или серебряной пудрой.
Коромандельский лак еще называют разноцветье. Первое понятие зародилось от названия полуострова, где располагался транзитный пункт торгового пути. В
этой технике выполнялись в основном мебель и многостворчатые ширмы, основным цветом лака был черный, который инкрустировали золотом и перламутром и сочетали со сквозной ажурной резьбой.
В технике сухого лака в основном делали
скульптуры. Заготовку обертывали шелком, пропитанным лаком, и формировали окончательный вид изделия. Далее наносились слои золотой или серебряной пудры и золотой или серебряный лак, в результате чего создавалось впечатление литого изделия из драгоценного металла.
Многочисленные войны и революции двух последних веков поставили под угрозу исчезновения это прекрасное искусство. Сейчас лучшие традиции китайского лакового искусства активно возрождается. В сувенирных лавочках Китая в основном встречаются изделия красного резного лака высокого качества, цены на которые очень высоки.
CollectionRU не работает. Объявления на досках объявлений свободных стран